Видеоролик "Фрагмент занятия с использованием метода СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР"
В настоящее время проблема обновления содержания и внедрения оптимальных технологий, методов и приёмов в организации образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования стала особенно актуальной. Осознание места и роли современных образовательных и информационных технологий, широкое внедрение их в практику работы учреждений дошкольного образования позволяют качественно изменить подходы к содержанию и организации образовательного процесса, обеспечить качество дошкольного образования в целом. Обновление содержания образовательного процесса осуществляется на основе изменения специально организованных форм, создания условий для проявления самостоятельности и творчества в разных видах детской деятельности. Наполнение всех видов детской деятельности интересным содержанием способствует развитию умения решать возникшие проблемы, работать с информацией, самостоятельно использовать её в разных ситуациях. В учреждениях дошкольного образования в качестве основных средств воздействия возможно использование адаптированных к работе с воспитанниками методов и приёмов общей теории сильного мышления (ОТСМ), теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), развития творческого воображения (РТВ). ОТСМ-ТРИЗ-РТВ – чётко структурированная и алгоритмизированная технология, в содержание которой входят разнообразные методы, творческие задания и игры, способствующие развитию воображения, речи, формированию сильного мышления, воспитанию творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Использование методов ОТСМ-ТРИЗ-РТВ – технологии развивает у детей дошкольного возраста способность видеть системную картину мира, оперировать противоречиями, преодолевать психологическую инерцию и решать задачи творческого характера. Эффективность применения данной технологии заключается в её инструментальности, относительной универсальности и достаточной гарантированности формирования исследовательских умений детей с учётом их возрастных особенностей. Внедрение методов ОТСМ-ТРИЗ-РТВ – технологии в образовательную практику повышает уровень профессионализма и компетентности педагогов. Перечисленные выше особенности ОТСМ-ТРИЗ-РТВ – технологии позволяют использовать её в качестве средства реализации целей и задач учебной программы дошкольного образования. В данном сборнике представлены материалы из опыта работы педагогов учреждений дошкольного образования. Практический материал, размещенный в сборнике, представлен в авторской редакции. Шутова Елена Николаевна, методист учебно-методического отдела дошкольного и начального образования Гомельского областного института развития образованияВ настоящее время проблема обновления содержания и внедрения оптимальных технологий, методов и приёмов в организации образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования стала особенно актуальной. Осознание места и роли современных образовательных и информационных технологий, широкое внедрение их в практику работы учреждений дошкольного образования позволяют качественно изменить подходы к содержанию и организации образовательного процесса, обеспечить качество дошкольного образования в целом. Обновление содержания образовательного процесса осуществляется на основе изменения специально организованных форм, создания условий для проявления самостоятельности и творчества в разных видах детской деятельности. Наполнение всех видов детской деятельности интересным содержанием способствует развитию умения решать возникшие проблемы, работать с информацией, самостоятельно использовать её в разных ситуациях. В учреждениях дошкольного образования в качестве основных средств воздействия возможно использование адаптированных к работе с воспитанниками методов и приёмов общей теории сильного мышления (ОТСМ), теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), развития творческого воображения (РТВ). ОТСМ-ТРИЗ-РТВ – чётко структурированная и алгоритмизированная технология, в содержание которой входят разнообразные методы, творческие задания и игры, способствующие развитию воображения, речи, формированию сильного мышления, воспитанию творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Использование методов ОТСМ-ТРИЗ-РТВ – технологии развивает у детей дошкольного возраста способность видеть системную картину мира, оперировать противоречиями, преодолевать психологическую инерцию и решать задачи творческого характера. Эффективность применения данной технологии заключается в её инструментальности, относительной универсальности и достаточной гарантированности формирования исследовательских умений детей с учётом их возрастных особенностей. Внедрение методов ОТСМ-ТРИЗ-РТВ – технологии в образовательную практику повышает уровень профессионализма и компетентности педагогов. Перечисленные выше особенности ОТСМ-ТРИЗ-РТВ – технологии позволяют использовать её в качестве средства реализации целей и задач учебной программы дошкольного образования. В данном сборнике представлены материалы из опыта работы педагогов учреждений дошкольного образования. Практический материал, размещенный в сборнике, представлен в авторской редакции. Шутова Елена Николаевна, методист учебно-методического отдела дошкольного и начального образования Гомельского областного института развития образования.