Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Профилактика домашнего насилия

Дата: 10 октября 2017 в 14:43, Обновлено 26 июля 2022 в 16:44

Памятка для родителей по вопросам половой неприкосновенности детей

Уважаемые родители!

Эта памятка предназначена для Вас, т.к. Вы – самый близкий для ребенка человек, который может помочь предотвратить насилие и посягательства на половую неприкосновенность детей и подростков. Избежать насилия можно, но для этого помогите ребенку усвоить «Правило пяти «нельзя».

«Правило пяти «нельзя».

– Нельзя разговаривать с незнакомцами на улице и впускать их в дом.

– Нельзя заходить с ними вместе в подъезд, лес и другие нелюдные места.

– Нельзя садиться в чужую машину.

– Нельзя принимать от незнакомых людей подарки и соглашаться на их предложение пойти к ним домой или еще куда-либо.

– Нельзя задерживаться на улице одному, особенно с наступлением темноты.

Научите ребенка всегда отвечать «Нет!»

– Если ему предлагают зайти в гости или подвезти до дома, пусть даже это соседи.

– Если за ним в школу или детский сад пришел посторонний, а родители не предупреждали его об этом заранее.

– Если в отсутствие родителей пришел незнакомый (малознакомый) человек и просит впустить его в квартиру.

– Если незнакомец угощает чем-нибудь с целью познакомиться и провести с тобой время.

Как понять, что ребенок или подросток подвергался сексуальному насилию?

– Вялость, апатия, пренебрежение к своему внешнему виду;

– Постоянное чувство одиночества, бесполезности, грусти, общее снижение настроения;

– Уход от контактов, изоляция от друзей и близких или поиск контакта с целью найти сочувствие и понимание;

– Нарушение умственных процессов (мышления, восприятия, памяти, внимания), снижение качества выполняемой учебной работы;

– Отсутствие целей и планов на будущее;

– Чувство мотивированной или немотивированной тревожности, страха, отчаяния;

– Пессимистическая оценка своих достижений;

– Неуверенность в себе, снижение самооценки.

– Проблемы со сном, кошмары, страх перед засыпанием.
– Головные боли, боли в желудке, соматические симптомы.
– Повышенная агрессивность и (или) высокая активность (гиперактивность).
– Постоянная тревога по поводу возможной опасности или беспокойство по поводу безопасности любимых людей.
– Признаки, связанные со здоровьем.
– Нежелание общения и неучастие в играх и любимых занятиях.
Перечисленные проблемы могут появиться в школе, дома либо в любой знакомой обстановке, когда ребенок или подросток видит или слышит о насилии.

Поддержите ребенка или подростка в трудной ситуации.

— Исцеление начинается с общения. Заботливый взрослый — самый лучший фактор, который поможет ребенку чувствовать себя в безопасности.

— Разрешите ребенку рассказывать. Это помогает сказать о жестокости в их жизни взрослому, которому дети доверяют.

— Дайте простое и ясное объяснение страшным происшествиям. Малыши чувствуют иначе, чем взрослые. Они не понимают истинных причин жестокости и часто обвиняют себя.

— Формируйте самооценку детей. Дети, живущие в атмосфере насилия, нуждаются в ежедневном напоминании, что они любимы, умны и важны.

— Обучайте альтернативе жестокости. Помогите детям решать проблемы и не играть в жестокие игры.

— Решайте все проблемы без жестокости, проявляя уважение к детям.

Педофилия в последнее время стала серьезной проблемой. Поэтому надо принять все меры, чтобы защитить хотя бы собственных детей. Как уберечь ребенка от беды? От педофила может пострадать как девочка, так и мальчик. Пол ребенка для него не имеет большого значения.

Жертвой может стать любой ребенок, однако, есть дети, которые попадают в руки насильника чаще, чем другие.

  1. Как ни странно, это послушные дети. У них, как правило, строгие родители, внушающие, что «старшие всегда правы», «ты еще мал, чтоб иметь свое мнение», «главное для тебя – слушаться взрослых». Таким детям педофил предлагает пойти с ним, они не могут ему отказать.

  2. Доверчивые дети. Педофил может предложить вместе поискать убежавшего котенка, поиграть у него дома в новую компьютерную игру.

  3. Замкнутые, заброшенные, одинокие ребята. Это не обязательно дети бомжей и пьяниц, просто их родители заняты зарабатыванием денег, и между ними нет теплых, откровенных отношений. За взрослым человеком, оказавшим такому ребенку внимание, он может пойти куда угодно.

  4. Дети, стремящиеся казаться взрослыми. Девочка, которая красит губы, носит сережки, рано становится на каблуки; мальчик с дорогими часами или престижным мобильным телефоном скорее привлечет внимание педофила. Преступник воспринимает это как послание: хочу испытывать то же, что и взрослые.

  5. Подростки, родители которых пуритански настроены. Вместо того, чтобы помочь ребенку справиться с пробудившейся сексуальностью, они осуждают и наказывают его. «Дядя», который поможет сбросить напряжение, становится «лучшим другом».

  6. Дети, испытывающие интерес к «блатной» романтике. Бесконечные сериалы про бандитов наводят ребенка на мысль, что настоящие мужчины – это те, которые сидят в тюрьме. Такие ребята могут сами искать себе” друзей из уголовного мира.

Педофилия – страшное явление, но еще хуже, когда детей насилуют близкие родственники. Часто дети не могут самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации. Что же делать в случаях, когда насилие происходит в семье? Прежде всего, надо помнить, что у ребенка есть права, которые защищаются законом! Любой ребенок может обратиться в милицию, Следственный комитет, прокуратуру, к Уполномоченному по правам ребенка. Это важно помнить родителям! Уважайте своего ребенка, не делайте сами и не позволяйте другим заставлять ребенка делать что-то против своей воли. Если Ваш ребенок говорит о нездоровом интересе к нему Вашего мужа (сожителя), прислушайтесь к его словам, поговорите с мужем (сожителем), не оставляйте ребенка один на один с ним. Если же отношения зашли слишком далеко, расстаньтесь с этим человеком, ведь нет ничего дороже счастья собственного ребенка.

Если Вы заметили странность в поведении ребенка, поговорите с ним о том, что его беспокоит.

В разговоре с мальчиком лучше участвовать отцу, без присутствия матери.

Что вы можете сделать, чтоб обезопасить своих детей.

– Не оставляйте на улице маленького ребенка без присмотра. Если ваши дети школьного возраста, пусть они всегда сообщают, где и с кем проводят время. – Запретите ребенку гулять в опасных местах, дружить с ребятами, склонными к бродяжничеству, пропуску уроков.

– Объясните ребенку правила поведения, когда он остается один на улице либо дома;

– Расскажите ребёнку, сто если у него появилось хотя бы малейшее сомнение в человеке, который находится рядом, или его что-то насторожило, то лучше отойти от него, либо остановиться и пропустить этого человека вперед;

– Необходимо знать, какие передачи ребенок смотрит по телевизору, на какие сайты в Интернете чаще всего заходит, для того чтобы исключить просмотр фильмов сексуальными сценами и сценами насилия, исключить возможность общения Вашего ребенка с педофилом через Интернет. Обязательно контролировать время, которое ребенок проводит в Интернете, будьте в курсе, с кем Ваш ребенок контактирует в сети.

– Будьте внимательны к мужчинам, бесцельно прогуливающимся около подъезда, по школьному двору, возле забора детского сада. Сообщите об этом в полицию. Злоумышленник может находиться за рулем автомобиля, он паркует машину около школы и наблюдает за детьми. Если вы заметили подозрительную машину, запишите номер, запомните ее цвет, марку, зафиксируйте в памяти внешность водителя или пассажира. Сообщите об этом директору школы.

– Предложите ребенку возвращаться с уроков, из кружков и секций в компании одноклассников, если нет возможности встречать его лично. Поддерживайте контакт с воспитателем детского сада, учителем, психологом в детских учреждениях с целью предотвращения совершения насильственных преступлений в отношении Вашего ребенка.

– Постройте с ребенком теплые, доверительные отношения. Часто в беду попадают именно те дети, которым дома не хватает любви, ласки и понимания.

Поддержка в трудной жизненной ситуации

Согласно Положению о социально-педагогическом центре, утвержденном Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27 ноября 2017 г. № 145, по заявлению родителей, усыновителей, опекунов или попечителей в зависимости от ситуации, в которую попала семья, ребенок может быть временно определен в социально-педагогический центр.

В социально-педагогический центр (детский социальный приют) могут помещаться по заявлению родителей несовершеннолетние, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощи и реабилитации (нет постоянного места жительства, болезнь, отсутствие по уважительной причине единственного законного представителя детей и при возникновении других уважительных причин). Прием в детский социальный приют осуществляется круглосуточно. Несовершеннолетние, проживающие в приюте, обеспечиваются бесплатным питанием, одеждой, обувью, другими предметами первой необходимости.

На базе ГУО «Социально-педагогический центр Петриковского района», а также в Петриковском районе в целом отсутствует детский социальный приют, однако администрация ГУО «Социально-педагогический центр Петриковского района» тесно сотрудничает с администрацией ГУО «Житковичский социально-педагогический центр», ГУО «Октябрьский социально-педагогический центр», куда по заявлению родителей, усыновителей, опекунов или попечителей в зависимости от ситуации, в которую попала семья, ребенок может быть временно определен.

По ходатайству администрации ГУО «Социально-педагогический центр Петриковского района» ребенок может быть помещен в УЗ «Петриковская ЦРБ» по согласованию с заведующей детским отделением на срок не более 5 дней.

Таким образом, если Вы попали в затруднительное положение, оказались в сложной жизненной ситуации, не с кем оставить Вашего ребёнка, не хватает денежных средств, Вы можете обратиться за помощью в ГУО «Социально-педагогический центр Петриковского района». В этом случае нахождение ребёнка в приюте или больнице является бесплатным.

Профилактика домашнего насилия

Домашнее насилие

В Конвенции о правах ребёнка сказано: семья является «естественной средой для роста и благополучия всех её членов, и особенно детей», в связи с чем признаётся, что семья обладает самыми широкими возможностями для защиты детей и обеспечения их физической и эмоциональной безопасности.

Принято считать, что самое безопасное место для ребёнка – это его дом, семья. Казалось бы, действительно, здесь рядом с ребёнком находятся люди, которые призваны любить и защищать его, заботиться о нём.

Однако в последнее время всё чаще приходится слышать о случаях жестокого обращения с детьми родителей и других членов семьи. Насилие в отношении детей имеет различные формы и определяется целым рядом факторов, в том числе характером или личностными проблемами окружающих взрослых, семейными традициями и др. Причём утверждение, что подобное явление имеет место только в социально неблагополучных семьях, сейчас уже признано мифом.

Нередко в семье создаются предпосылки для насилия над детьми, так как именно в семье, являющейся социализирующим фактором, порой закладывается фундамент искажённой системы ценностей, познавательной и поведенческой некомпетентности, эмоциональной депривированности, которые составляют основу асоциальности, деструктивности, агрессивности и т. п. В последние десятилетия к насилию, совершаемому родителями и другими близкими членами семьи в отношении детей, было отнесено физическое, сексуальное и психологическое насилие, а также неудовлетворение основных жизненных потребностей ребёнка. В зависимости от возраста и уровня развития жертвы насилия агрессорами могут быть, например, родители, мачеха или отчим, приёмные родители, братья или сестры и другие члены семьи и попечители.

Насилие дома и в семье чаще всего осуществляется под видом дисциплинирования ребенка, т. е. применения к нему мер физического и (или) психологического воздействия. Как свидетельствуют данные ООН, одной из основных причин смертности и заболеваемости детей в младенческом, раннем и дошкольном возрасте становится небрежное отношение родителей:

  • оставление ребёнка без присмотра,
  • отказ в удовлетворении его физических и психологических потребностей,
  • несвоевременное обращение за медицинской помощью и пр.
  • оскорбления, брань, изоляция, отторжение, угрозы, эмоциональное

безразличие и унижение являются формами насилия, которые могут

нанести ущерб психическому развитию и благополучию ребёнка, особенно, если они исходят от уважаемого взрослого человека, каковым является родитель.

Домашнее насилие – это всегда определённая система поведения

одного члена семьи по отношению к другому (другим), имеющая целью сохранение власти, контроля и внушение страха,  т. е.  регулярные агрессивные и враждебные действия в отношении членов семьи. В результате объект насилия испытывает унижения, ему может быть причинён вред или нанесена травма, а иногда печальным итогом становится его смерть.

Ещё одно определение домашнего насилия: умышленные действия физической, психологической, сексуальной направленности одного члена семьи по отношению к другому, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психологические страдания.

Насилие в семье может иметь различный вектор направленности:

- со стороны мужа по отношению к жене;

- со стороны жены по отношению к мужу;

- со стороны одного или обоих родителей по отношению к детям;

 - со стороны старших детей по отношению к младшим;

 - со стороны взрослых детей и внуков по отношению к родителям или престарелым родственникам;

 - со стороны одних членов семьи по отношению к другим.

 Под жертвой насилия в семье понимается человек, перенёсший физические и (или) психологические страдания в результате совершённого в отношении него насилия, независимо от того, признан ли он потерпевшим в установленном законом порядке или сам считает себя таковым.

Жертвами насилия чаще всего становятся самые незащищённые члены семьи (женщина, ребёнок, престарелые члены семьи, инвалиды). В 70% случаев пострадавшими от насилия в семье являются женщины и дети. Чаще всего встречается сочетание нескольких видов насилия одновременно.

Одна из важнейших особенностей семейного насилия состоит в том, что оно представляет собой повторяющиеся во времени случаи множественных видов насилия (физического, сексуального, психологического и экономического). Здесь важно отметить разницу между семейным конфликтом и эпизодом насилия: если конфликт носит локальный, изолированный характер, то насилие имеет системную природу и состоит из следующих друг за другом инцидентов. В основе конфликта обычно лежит некая конкретная проблема, которую можно разрешить. Семейное насилие, наоборот, применяется с целью обретения полной власти и контроля над пострадавшей стороной.

Обидчик может перечислять разные поводы для насильственного акта, но все они, на самом деле, не входят в число реальных причин насилия. Основная сила, движущая обидчиком, – стремление установить абсолютную власть над ребёнком или другим членом семьи. В «хронической» ситуации домашнего насилия один человек контролирует или пытается контролировать поведение и чувства другого, которому может быть причинён вред, нанесён ущерб или травма. В ситуации насилия страдает не только жертва агрессии. От семейного террора страдают все. 

Можно выделить пять основных форм действий, составляющих природу семейного насилия:

 - физическое насилие;

 - сексуальное насилие;

 - психологическое насилие;

 - экономическое насилие;

- неудовлетворение основных жизненных потребностей ребёнка.

Понятие домашнего насилия не ограничивается местом, где произо-

шел эпизод. Инцидент может случиться в доме, где проживает семья, вне дома, когда обидчик и его жертва (например, один из родителей и дети) находятся на отдыхе, на улице, в иных местах.

Как правило, насилие в семье характеризуется следующими чертами:- если насилие уже имело место, то обычно с течением времени частота его повторения и степень жестокости возрастают; 

- насилие и оскорбительное поведение чередуются с обещаниями измениться и извинениями, приносимыми обидчиком;

- часто наблюдается сочетание различных видов насилия.

Типичная модель семейной жестокости представляет собой применение силы по отношению к более слабому. Сила может быть физической или же определяться статусом. Оба эти вида превосходства имеют место в случаях семейного насилия. При анализе домашнего насилия возникает ряд трудностей. Насилие в семье часто скрыто. Это объясняется, с одной стороны, нежеланием пострадавших обращаться в правоохранительные органы (некоторые не доверяют им или боятся изменения привычных отношений после вмешательства представителей официальной власти и т. п.), а, с другой стороны, – невозможностью страдающих от насилия членов семьи обратиться в специальные центры за помощью (это относится в первую очередь к детям и пожилым людям).

Особой латентностью характеризуются такие виды насилия, как психологическое и сексуальное.

Таким образом, насилие в семье есть реальное действие либо угроза физического, психологического, сексуального или экономического насилия со стороны одного лица по отношению к другому, а иногда и нескольких членов семьи по отношению к конкретному члену семьи (например, родителей по отношению к ребёнку), а также неудовлетворение основных жизненных потребностей ребёнка.

Когда ребёнок находится в ситуации домашнего насилия?

Детей, живущих в семьях, где один из родителей или воспитателей

подвергается насилию, обычно называют «дети – свидетели домашнего насилия». Термин же «ребёнок, находящийся в ситуации домашнего насилия» вносит большую ясность, так как охватывает множество форм насилия, которые приходится переживать детям. Хотя родители часто уверены, что защищают детей от того, чтобы те видели случаи домашнего насилия, дети, проживающие вместе с ними, утверждают обратное.

Исследователи обнаружили, что 80-90% детей в семьях, где имеет место домашнее насилие, могут подробно рассказать об этом. Всё чаще проводятся исследования воздействия домашнего насилия на детей, проблем, связанных с тем, что дети являются свидетелями насилия, и защитных факторов, влияющих на их реакцию на насилие.

Обычно воздействие домашнего насилия на ребёнка делится на четыре основные категории:

 - он понимает, что происходит насилие;

 - он непосредственно вовлечен в подобные события как свидетель;

 - он вмешивается в ситуацию или используется в процессе насильственных действий (например, становится «живым щитом» против виновника насилия);

 - он переживает последствия акта насилия.

Вовлечение детей в ситуации домашнего насилия может также подразумевать использование их в качестве «шпионов» для получения каких-либо сведений у взрослого-жертвы; детей могут заставлять смотреть на насилие над жертвой или принимать в нём участие, а также виновник может использовать ребёнка в качестве условия для того, чтобы заставить жертву не разрывать отношения, основанные на насилии.

Некоторые дети в результате домашнего насилия получают физические травмы. Иногда агрессоры намеренно совершают над своими детьми физическое, эмоциональное или сексуальное насилие, чтобы унизить и контролировать своего партнёра (под партнёром здесь понимается супруг или сожитель). Часто дети получают повреждения случайно, во время совершения насилия над взрослым-жертвой. Ребёнка может поранить брошенный предмет или оружие, используемое против жертвы. Нападения на детей младшего возраста могут совершаться, когда жертва держит ребёнка, а дети постарше могут пострадать, когда они вмешиваются в акт насилия.

Кроме того, что ребёнок становится свидетелем и участником акта грубого поведения, многих детей потом запугивают, чтобы они не рассказывали об эпизоде насилия, не раскрывали «семейную тайну».Влияние домашнего насилия на детей. Дети, живущие в атмосфере домашнего насилия, сталкиваются с многочисленными рисками, например, с опасностью травмирования, риском остаться без средств поддержания жизни, риском подвергнуться насилию, риском утраты одного или обоих родителей. Всё это может иметь для детей отрицательные последствия.

Тематические исследования постоянно подтверждают наличие у детей трёх категорий проблем, связанных с тем, что ребёнок является свидетелем или участником ситуаций домашнего насилия:

 - поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы – бо-лее высокий уровень агрессии, гнева, враждебности, вызывающее поведение и непослушание; плохие отношения со сверстниками, братьями и сестрами, неумение налаживать социальные отношения; низкая самооценка;

 - когнитивные проблемы и проблемы отношений – низкая когнитивная функциональность, плохая учёба в школе, нехватка навыков разрешения конфликтов и решения проблем, принятие грубого поведения и отношения, вера в незыблемые гендерные стереотипы и главенство мужчин;

 - проблемы, возникающие в долгосрочной перспективе – высокий уровень депрессии и симптомов травмы во взрослом возрасте, повышенная толерантность к насилию в отношениях и к его использованию.

Дети также демонстрируют конкретные проблемы, относящиеся к их физическому, физиологическому и социальному развитию. У детей школьного возраста могут быть проблемы в отношениях со сверстника-ми и в учёбе, трудности с сохранением эмоциональной стабильности. По словам взрослых людей, которые в детстве часто становились свидетелями домашнего насилия, многие из них страдают от симптомов, связанных с травмой, депрессией и низкой самооценкой.

Возможные симптомы и особенности поведения у детей, находившихся в ситуации домашнего насилия:

- Бессонница, страх перед засыпанием, кошмары, сны об опасности;

 - физические симптомы (головные боли или боли в животе);

 - сверхбдительность в отношении опасности или получения травмы;

 - драки, нанесение побоев другим детям или животным;

 - перепады настроения или вызывающее поведение;

 - замкнутость или отстранение от обычных видов деятельности;

 - апатия, депрессия, упадок сил;

 - чувство одиночества и изоляции;

- злоупотребление алкоголем и наркотиками (в настоящее время или в будущем);

 - попытки суицида или опасное поведение;

 - плохая успеваемость в школе;

 - сложности с концентрацией и вниманием;

 - страх разлуки с родителем, не применяющим насилия;

 - чувство, что все старания недостаточны;

 - принятие на себя обязанностей взрослого или родителя;

 - чрезмерное беспокойство;

 - энурез, отставание в развитии;

 - диссоциация (восприятие себя как будто «со стороны»);

 - идентификация себя с виновником насилия или повторение его поведения. 

Куда обращаться за помощью в ситуации насилия?

При необходимости можно обращаться за помощью в соответствующие государственные органы и организации, а также к специалистам общественных объединений. На сегодняшний день в нашей стране на основе положений международных документов была создана достаточно масштабная система защиты прав и свобод ребенка, в том числе, от насилия и жестокого обращения. Такую деятельность ведут разные органы

и учреждения: комиссии по делам несовершеннолетних, органы образования, опеки и попечительства, социальной защиты, здравоохранения, внутренних дел. Образовательные учреждения, помимо помощи в защите прав, оказывают психолого-педагогическую и социально-педагогическую помощь детям, пострадавшим в семье от жестокого обращения и пренебрежения основными жизненными потребностями.

Если ребенок посещает дошкольные учреждения (ясли или детский сад), можно обратиться к работающему там психологу, который поможет родителям наладить отношения со своим ребенком.  Если же ребенок ходит в школу, стоит посетить социально-психологическую службу учреждения общего среднего образования. Социально-педагогический центр, отдел (или управление) образования помогут в том случае, когда ребенок подвергается насилию со стороны педагогов или сверстников. Такие центры есть в каждом районе Минска, в областных и районных центрах Беларуси. Социально-педагогические центры оказывают социально-педагогическую и психологическую помощь детям, оказавшимся в тяжелой ситуации, и их родителям, проводят семейные консультации, встречи и занятия по восстановлению детско-родительских отношений, работают с семьями, где имело место жестокое обращение с детьми, и т. д.

Комиссии по делам несовершеннолетних организуют работу органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, признают несовершеннолетних нуждающимися в государственной защите; утверждают и контролируют выполнение межведомственных планов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите; обращаются в установленном законодательством порядке в суд с заявлениями в защиту прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних, в защиту иных интересов несовершеннолетних; принимают участие, когда это необходимо, в рассмотрении соответствующими органами, учреждениями и организациями, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, материалов о правонарушениях или иных антиобщественных действиях несовершеннолетних, их родителей или лиц, их заменяющих; посещают несовершеннолетних по месту жительства, работы или учебы, проводят беседы с несовершеннолетними, их родителями или лицами, их заменяющими; проводят прием несовершеннолетних, их родителей или лиц, их заменяющих, и иных граждан.

Органы опеки и попечительства осуществляют защиту прав и законных интересов детей, осуществляют контроль над условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в соответствующих учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях.

Территориальные центры социального обслуживания населения (ТЦСОН). В штате большинства ТЦСОН есть высококвалифицированные психологи, специалисты по социальной работе, которые помогают разобраться в сложной ситуации, оказывают экстренную психологическую помощь, проводят консультации по базовым социально-правовым вопросам. Кроме того, при некоторых ТЦСОН организована работа кризисных комнат и отделений, где жертвы насилия могут получить временный приют.

Учреждения здравоохранения оказывают первичную медицинскую помощь и организуют лечение, определяют характер телесных повреждений и фиксируют, где, каким образом и при каких обстоятельствах пострадавшие от насилия получили травмы.

Общественные объединения. В Республике Беларусь существует ряд общественных организаций, которые могут оказать психологическую, социальную, а иногда – и юридическую помощь в ситуации домашнего насилия. Городское общественное объединение по предупреждению жестокого обращения с детьми  «Дети – не для насилия» оказывает помощь и поддержку детям, пострадавшим от насилия, и их родителям.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.