Консультация для родителей: «С чего начинается Родина?»
Консультация для родителей:
«С чего начинается Родина?"
Уважаемые родители!!
Задачи воспитания определяют необходимость ознакомления дошкольников с окружающей действительностью: с городом или любым другим населенным пунктом, в котором живет семья и находится второй дом ребенка – детский сад; со столицей нашей Родины – Минском. Дети должны знать свой посёлок, город и любить его как неотъемлемую часть Родины. Родители могут систематически и постепенно (малыми дозами) расширять представления детей об особенностях посёлка, города, формируя разнообразные переживания, связанные с родными местами.
Город (посёлок) для маленького ребенка начинается с его дома и ограничен ближайшим пространством. Дом - это и близкие люди, и конкретные вещи, то, что воспринимается непосредственно. Адрес - уже обобщенное понятие, вбирающее в себя все конкретное, что характеризует дом. Адрес - это и номер дома, и улица с ее названием. С адреса начинается отход от конкретного и формирование понятий «улица», «город». После того как вместе с родителями дети проходят по своей улице, а затем и по другим, они начинают понимать, что в состав города входит много улиц. Взрослый называет улицы, поясняет название, придавая им своеобразную конкретность. Экскурсии старших детей по посёлку, городу родители могут связать с рассказами о людях, живущих в этом посёлке, городе, их труде. Постепенно на фактах дети глубже начинают понимать общественный характер труда людей, значение продукции конкретных производств для всей страны. Усвоив общее понятие «город» (или «поселок», «деревня»), дети по аналогии представляют другие города (другие населенные пункты). Они уже сами будут говорить: «В Беларуси много городов».
Это понимание дает возможностъ родителям рассказать о главном городе нашей страны - Минске, рассказать о Национальной библиотеке , цирке, о Минском метро, о красивых зданиях и парках. Взрослый сообщает детям, что в Минске находятся главные учреждения страны. Минск любят и гордятся . И у детей с малых лет нужно воспитывать уважение к столице.
С целью воспитания любви и уважения к столице эффективно использование различных наглядно - образных средств. Детям дошкольного возраста можно предложить отправиться в путешествие с героями книг. Образ героя любого произведения обычно близок детям, потому, что это всегда бывает ребенок. Совместное путешествие с героем придает активный характер восприятию, углубляет интерес, активизирует процессы мышления и речи, воздействует на чувства детей. Дело не в том, чтобы использовать какой – то конкретный рассказ, а в том, чтобы, повествуя о большом и серьезном, использовать метод включения в фабулу рассказа персонажа, близкого детям. Вот некоторые произведения, которые воспитывают любовь к Родине: Б.Н.С «Пшанiчны каласок», «Пiлiпка-сынок» и др, Э.Агняцвет. «Зямля з блакiтнымi вачамi», А. Бадак. «Беларусачка», А. Русак. «Мой край», Д. Бiчэль-Загнетава. «Радзiма». Чтение хорошо сопровождать просмотром иллюстраций, картин. Слово и наглядный образ делают восприятие более полным, оставляют глубокий след в памяти и переживаниях детей, увиденное и услышанное осознается и воспроизводится в рассказах и в рисунках детей.
С Минском, как и с родным посёлком, городом, связана жизнь детей. Родители неоднократно и в разное время года могут показывать своим детям проспект Независимости, происходящие там праздники. Детей привлекает красочность, яркость, многоцветие шаров, цветов, плакатов, торжественность шествий и т. д. Все это вызывает чувство радости и любви к Родине. В телевизионных передачах, в кинофильмах перед детьми раскрывается величавость минских улиц, просторы площадей, красота театров, залов метро. И очень хорошо, если родители, «путешествуя» с детьми по Минску, обратят их внимание на труд минчан, на их гостеприимство. Через доступное детям и вызывающее их интерес взрослый формирует отношение к Минску как столице Родины. Может возникнуть вопрос, с чего начинать: с расширения знаний о Минске или о том городе, селе, поселке, деревне, где живут дети. Тут не может быть какой-либо обязательной последовательности: близким может быть и то, что территориально дальше, но дорого по содержанию, по переживаниям детей, а иногда через далекое лучше замечается то, что близко. Поэтому родители сами могут определить последовательность сообщения детям знаний.
С малых лет дети должны знать, что в Беларуси – живёт много люде разной национальности. Они помогают друг другу в труде, вместе защищают наше государство от врагов и борются за мир во всем мире. Чтобы эти знания были доступны, начинать, нужно с того, что близко к жизни самих детей. Дети с удовольствием слушают сказки разных народов, мелодии песен, разучивают танцы. Иллюстрации с предметами прикладного искусства не только помогают наглядному восприятию и усвоению характерных особенностей труда и быта того или иного народа, но и расширяют интересы детей, углубляют чувства симпатии к народам разных национальностей.
Каждое государство имеет свой герб. Нужно показать детям Герб Беларуси, и рассказать о государственном символе РБ. Затем следует привлечь внимание к гербу своей республики и других республик. Государственным символом Республики Беларусь является и флаг. В дни общенародных праздников дети видят флаги на зданиях и домах. С самых ранних лет нужно воспитывать у детей уважение к государственному флагу и доступно объяснять им, что означают цвета флага. Следует познакомить детей и с мелодией гимна Беларуси и рассказать, что, когда звучит гимн, все люди встают и слушают его молча. Уважение к государственным символам Беларуси должно быть одной из основ воспитания любви к Родине, нравственного и умственного воспитания в единстве.