«Валеологические игры — одно из средств приобщения детей к здоровому образу жизни»
Быть здоровым – естественное желание каждого человека. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте, и поэтому очень важно с самого детства формировать у человека валеологическую культуру. Надо учить ребёнка любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, жи-вущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Здоровье человека всецело зависит от образа его жизни, поведения. Вот почему так важно научить ребёнка с детства бережно относится к самому себе, сохранять, развивать, приумножать то, что дано самой природой. Важно научить ребёнка понимать, сколь ценно здоровье для человека и как важно стремиться к здоровому образу жизни.
Охрана здоровья детей является важнейшей социальной задачей, так как состояние здоровья подрастающего поколения определяет будущее нашего общества. Поэтому на сегодняшний день оздоровление становится одной из главных социальных проблем, и наука о здоровье- валеология- стала интенсивно развиваться.
Появилось много книг, учебников, оздоровительных программ, цель которых- научить ребенка быть здоровым физически, психически, нравственно. Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье- это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов»
Валеологическое воспитание осуществляется как во время занятий, так и в свободное время.
В детском саду ведущий вид деятельности – игра. И поэтому педагоги успешно могут выстроить работу по валеологическому воспитанию с помощью разнообразных игр.
Игры по валеологии можно провести не только за столами, но и в расслабляющей обстановке на полу, ковре, где дети могут принять удобную для них позу – сесть, лечь.
Предлагаю ряд валеологических игр, способствующих приобщению детей к здоровому образу жизни.
Игры, развивающие представление ребенка о себе, способствуют:
- развитию сенсорных и моторных функций;
- формированию потребности в двигательной активности;
- профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний;
- приобретению навыка правильного дыхания;
- привитию навыков элементарного самомассажа;
- развитию интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, ориентации в пространстве);
- развитию эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
- формированию гармоничной личности (умение дружить, чувство ува-жения, доброты, самокритичности) и др.
Данные игры, задания, упражнения будут способствовать правильному формированию представлений детей о своем организме, развитию умений и навыков ухода, заботы о своем теле, здоровье. Полученные знания позволят успешно взаимодействовать с окружающей средой и людьми. Дети научатся понимать, при каких условиях среда обитания (жилище, улица) безопасны для жизни и для здоровья.
Игры, способствующие развитию представлений ребенка о себе условно можно разделить на теоретические и практические.
Теоретические направлены на формирование представлений о своем организме, здоровом образе жизни, безопасном поведении. К ним можно отнести игры словесные, игры на развитие внимания, мышления.
К практическим (помогают приобрести навыки и умения ухода, заботы о своем теле, организме, здоровье, к ним отнесем: игры на развитие эмоцио-нальной сферы, пальчиковые, подвижные игры – упражнения на восприятие (развитие и совершенствование дыхательной, зрительной, слуховой, речевой, осязательной сферы, упражнения самомассажа, пластические этюды, игры – релаксации, сюжетно – ролевые игры, практические игры, игры с проблемными ситуациями.
К словесным играм можно отнести такие, как:
- «Подбери слова, противоположные по смыслу» (здоровый - больной, добрый – злой, сладкий – горячий, полезный – вредный, приятный – противный, мягкий – твердый и проч.); «Подбери пару»
- «Назови части тела»; «Из чего я сделан (состою)»; «Для чего нам нужны руки (голова, ноги, спина, нос, рот, уши, «Мой организм» и т. д.
- «Кто помогает мне сохранить здоровье?»; «Как я могу сохранить свое здоровье?»; «Полезная и вредная еда», «Съедобное - несъедобное».
- «Будь внимательным»; «Осторожно, берегись!»; «Опасно - неопасно»; «Сходства и отличия», «Узнай по описанию», «Разложи по порядку», «Угадай, какая игрушка спряталась?»; «Как правильно?», «Можно -нельзя» (на разви-тие внимания, мышления).
- «Как помочь другу? Игрушке, попавшим в беду, заболевшим» «Умею – не умею»; «Расскажи Хворайке», «Помоги Айболиту»; «Золотые правила здо-ровья»; «Правила здорового сердца (кожи, носа, дыхания, зубов)» и мн. др. (на развитие мышления) и мн. др.
Подвижные и пальчиковые игры представлены в широком ассортименте для каждой возрастной группы по программе, а также в методических пособиях.
А также упражнения «Повтори за мной»; «Выполняй мои команды».
Игры на восприятие: «Тихо-громко», «Послушай, как я говорю», «Что услышали мои ушки»; «Мои ловкие пальчики»; «Игры с тактильными дощечками, с природным материалом – песком, водой, камешками, лучиками солнца, ветерком и др.», «Что чувствует мой язычок?», «Мой удивительный нос», «Определи по звуку», «Слышу – не слышу», «Определи на ощупь» и др. ;
Дыхательные упражнения: «Дровосек», «Гуси шипят», «Паровоз», «Надуй шар», «Подуй на бабочку (свечу, бумагу, вату)», «Спускай воздух», «Дыши спокойно», «Вдох - выдох», «Насос», «Каша кипит» и др.
Игры зрительной, речевой, осязательной сферы: «Глазки», «Мой веселый Язычок»; «Что может мой язык», «Что я чувствую языком», «Что видят мои глаза», «Зеркало», «Что я чувствую?», «Как помогает язык мне разговаривать? Произносить звуки», «Зарядка для язычка», «Что видишь вокруг?», «Близко - далеко»и др.
Упражнения – самомассажи пальцев рук, запястья, стоп, коленных суста-вов, спинного отдела, ушных раковин (с помощью предметов: ребристых ка-рандашей, мячей СУ - Джок, камешков, пробок; способом мягкого поглажива-ния, растирания, пощипывания, легкого постукивания пальцами и т. д.); ходьба босиком по гравию, камешкам, ребристым дорожкам; рисование пальчиками ног фигур на полу (кругов, квадратов, треугольников, прямых и извилистых линий); массаж биологически активных зон и др.
Игры на развитие эмоциональной сферы: «Как сделать, чтобы Маша не плакала»; «Как сделать, чтобы Коля не грустил»; «Добрый - злой», «Какое у меня настроение и почему?», «Улыбнись другу», «Узнай мое настроение по лицу, глазам», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Зеркало», «Покажи настроение» и др.
Сюжетно – ролевые игры: «Больница», «На приеме у врача»; «Аптека»; «Салон красоты», «Парикмахерская»; «Кладовая природы»; «Путешествие на кухню»; «Повара», «Семья», «Дочки - матери» и др.
К практическим играм можно отнести игры следующего плана: «Обра-ботка раны»; «Помоги другу, попавшему в беду»; «Что делать, если…»; «Покажи как правильно чистить зубы», «Научим кукол чистить зубы»; «Как правильно пользоваться носовым платком», «Как ухаживать за волосами, кожей, одеждой, обувью, игрушками», «Если я сделаю так, то…», «Как ухаживать за руками» и др.
Игры с проблемными ситуациями: «У зайки болят уши», «Медвежонок заболел», «Мой друг болен», «Что делать, если…», «У Кати болят глазки» и др.
Пластические этюды: «Бабочка», «Лисичка», «Ветерок», «Здравствуй, солнышко», «Цветок», «Цирковые лошадки», «Танец с лентами», «Птички» и др.
Таким образом, в педагогической практике по валеологическому воспитанию имеется огромный арсенал игр, развивающих представления ребенка о себе, своем организме, здоровье; приобретению умений и навыков, направленных на обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, способствующим укреплению здоровья и привития детям навыков здорового образа жизни.